НАЗАД

Село Селявное расположено на правобережье р. Дон, Лискинского района Воронежской области. Имеет весьма почетный возраст, по Прохорову оно возникло в 1650-е годы. Обязано своему появлению Лысогорской пустыни, которая возникла в Лысогорском ухожье. В труде Игоря Афанасьева «Лискиведение» рассказывается, что 1 сентября 1614 года в подчинение Воронежскому воеводе официально были переданы незаселенные земли к югу от Воронежа, вплоть до земель донских казаков.
К 1615 году в южной части Воронежского уезда было 17 ухожьев. Одним из самых привлекательных по своим богатствам было Лысогорское. В начале XVII в. на земле Лысогорского ухожья, в Пустынной Яружке, возник Лысогорский мужской монастырь (пустынь). По Ожегову «пустынь – небольшой монастырь в труднодоступной, пустынной местности.»
В редких документах, где упоминается Лысогорская пустынь не содержится никаких конкретных фактов и дат. Из сохранившихся ходатайств «об укреплении» за монастырем земли можно извлечь, что располагался монастырь около нашего села. Был Лысогорский монастырь очень малочисленным. Согласно книгам Белгородского стола в 1659 году в нем было 7 братий вместе со строителем, да четыре детеныша, из которых один «дьячок Ивашка-распоп».
По мнению бывшего учителя Бодеевской школы Алексея Яковлевича Куницына, занимавшегося одно время историей Лысогорской пустыни, после раскола, происшедшего в Русской Православной церкви в 1667 году, и начавшегося преследования противников церковной реформы, получивших название «старообрядцы», часть старообрядцев бежало на юг страны, в необжитые еще места, а некоторые из них вблизи Лысогорского монастыря образовали небольшую деревушку Пустынь, т. е. часть нашего села. Вторая часть возникла позднее, как самостоятельная деревня. Зюбин объясняет название от затона, в котором в изобилии водилась селявка, отсюда – Селявное. Но местные жители от своих дедов слышали и другую версию происхождения названия – от слова ссылать – Ссылявное – Селявное, т. к. сюда пересылали жителей из Голышовки. Две деревни существовали рядом и числились как село Селявное.
К 1779 г. Воронежская губерния состояла из 15 уездов, в их числе Коротоякского, Острогожского, Бобровского, Павловского. Село Селявное находилась внутри Коротоякского уезда, а слобода Селявное – Острогожского. Такое состояние сохранялось до 1928г., когда была образована Центрально-Черноземная область с 11 округами и 178 районами, в том числе Лискинского и Давыдовского в составе Острогожского округа. Оба района были образованы 30 июня 1928 года, за счет прилегающих территорий бывших Коротоякского, Острогожского, Бобровского, Павловского уездов и сохранились до 20 ноября 1962 года, когда Давыдовский район целиком вошел в состав Лискинского.
Таким образом, два населенных пункта с одинаковым названием Селявное оказались внутри одного административного района и стали носить порядковые номера. Селявное Первое является центром одноименной сельской администрации, Селявное Второе в состав Старохворостанского сельского совета.

Исчезнувшая церковь

В церковь до революции ходили семьями. Сруб старой деревянной церкви, по воспоминаниям старожилов, перевезен из села Болдыревка (откуда переселились крестьяне) на 30 подводах еще при царе Павле. Теперь старая церковь стала тесна мирянам и уже от срока давности стала ветхой. Созрел вопрос о новом храме. Старейшины подобрали место в центре села и приступили в 1910 году к строительству. Строили на новом месте, кирпичную. Кирпич разных форматов изготавливался и обжигался вручную. Ближе к Дону, у подножия склона, были изготовлены горны, здесь же глина и песок. Нашли специалистов, выкопали рвы под фундамент, глубиной 2метра и семь лет сооружали храм. Известь выжигали и гасили сами (кругом меловые кручи), ложили без цемента - на извести. Когда готовили известковый раствор, жители по очереди приносили куриные яйца, которые добавляли в раствор для крепости и вязкости. За семь лет (строили только петом) храм был возведен. Поодаль, через выгон, построили из церковного добротного кирпича специальное здание, из двух классов которого можно было сделать одно большое помещение для проведения праздников (например, для новогодней елки) посредством складывающейся филенчатой перегородки. Здесь же и квартирка учителя. Веранда украшена цветными стеклами, любо поглядеть!
Это школьное здание стоит и поныне, оно почти полностью уцелело во время боев в Великую Отечественную войну.
Из этого кирпича сложили церковно-приходскую школу, на 4 класса, помещение для служителей церкви (сторожку) и поповский дом. (Это все рядом с храмом).
Из этого же кирпича сложили добротный дом (за золото) у родителей моей матери (они жили почти рядом с новым храмом).
Летом 1917 года строительство нового храма завершилось поднятием нового главного колокола с помощью троса, вручную. Прошел обряд освящения, храм начал свое служение. Радости селян не было предела. Был большой праздник, была открыта торговля пряниками, игрушками и т.д.
Главным колоколом созывали на площадь всех прихожан, а зимой, в непогоду, дежурили в церковной сторожке, чтобы изредка звонить, указывая звуком колокола направление запоздалым путникам.
Учителями были священнослужители и их дети. Дисциплина в школе была строгая, за каждую провинность наказывали: секли розгами, ставили коленками на горох и, даже, исключали из школы. Детей с хорошими голосами привлекали в церковный хор: девичий и мужской.
Священнослужители же жили за счет прихода, кто чего даст: сало, масло, птицу, яйца. У бедняков хоть несколько кизяков брали на топку. (Селяне топились, в основном, соломой, объедьями от корма, кизяками).
С водой в селе было затруднительно. Рыли глубокие колодцы, но не в каждом месте можно было достать до воды. Возили воду на телегах, санях в кадушках из Дона для скота. Для пищи использовалась родниковая вода из оврагов, которую женщины носили на коромыслах в крутую гору.
Разрушили церковь наши войска орудийными снарядами, т.к. фашисты устроили на колокольне наблюдательный пункт.
Развалины начали разбирать на кирпич, чтобы восстановить свои дома, сложить печи. Когда развалины разобрали, то на месте алтаря обнаружили источник. Одна из жительниц села вышла ночью из дома и ей показалось, будто на месте церкви горят свечи. Утром люди увидели, что забил источник и это вода отражала лунный свет. Жители стали брать воду и лечиться ею, считая ее святой. Верующим людям виделись в воде кресты и иконы. Слава об этом источнике облетела окрестности, и за водой стали приезжать из других сел. Было время атеизма, и власти распорядились уничтожить источник. С начала его засыпали вручную землей, но на следующий день обнаружили, что вода поднялась выше, тогда пригнали бульдозер и засыпали родник окончательно. Но память людскую засыпать нельзя. Жители помнят все, и сегодня пытаются найти место родника, но, увы! Он исчез. Именно здесь на месте церкви жители села и похоронили павших воинов и уже полвека бережно ухаживают за могилой.

Hosted by uCoz